Дом детского творчества №1 города Пензы

440028, г. Пенза, ул. Воровского, 15

☏    8 (8412) 49-85-76
🖂   ddt_1@bk.ru

Следите за нашими новостями
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1 ГОРОДА ПЕНЗЫ

440028, г. Пенза, ул. Воровского, 15
8 (8412) 49-85-76
ddt_1@bk.ru

ГлавнаяБлогГибкие навыки (soft skills)10 упражнений на выявление лидеров в детском коллективе.

Лидер — это человек, обладающий наибольшим авторитетом в коллективе. Человек, который способен вести за собой других людей, выдвигать идеи, предлагать решения. Человек, способный сплотить окружающих, влиять на атмосферу и настроение в команде.

В детском коллективе лидер — это ребенок, который имеет большой авторитет среди сверстников, к нему прислушиваются, он может организовать процессы и находить выход из разных ситуаций, обладает настойчивостью, инициативностью, компетентностью, активностью. Лидера отличают такие качества как общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, умение планировать и организовывать.

Определение лидера в детском коллективе — важная задача, т.к. это может существенно облегчить педагогу взаимодействие с коллективом, благотворно влиять на его деятельность. Ребенок — лидер является «опорой» для педагога.

Совместно с Ботовой Лилией Михайловной, педагогом дополнительного образования объединения «Лидер»,  мы собрали для вас подборку упражнений, которые способствуют формированию лидерских качеств, выявлению детей — лидеров, развитию навыка работы в команде, сплочению детского коллектива.

Упражнения представлены в виде игр, т.к. детская игра является одним из самых эффективных видов деятельности, выполняя обучающую, развлекательную, коммуникативную, компенсаторную и релаксационную функции. Форма игры позволяет детям максимально реализовать свои творческие способности и раскрыть собственный потенциал.

Предлагаемые ниже игры и упражнения предназначены для руководителей детских объединений, старших вожатых, лидеров детских объединений и служат для того, чтобы выявить детей и подростков с организаторскими, лидерскими способностями. Также при выполнении этих заданий у участников появляется чувство совместной работы, принадлежности к одной команде.

Правила участия в упражнениях.

  • В предложенных играх и упражнениях могут принимать участие одна или несколько групп одновременно.
  • Ведущий объявляет название игры и сообщает участникам задание с предельной лаконичностью без дополнительных пояснений. Для достижения эффективности упражнений ведущему рекомендуется строго следовать предлагаемым формулировкам заданий и правил.
  • Перед началом каждого упражнения ведущий предупреждает участников о том, что обсуждение и выполнение задания можно начинать только по его команде.
  • Группе дается 10 минут на обсуждение, как это задание можно выполнить.
  • Во время обсуждения задания группа не должна касаться материалов, необходимых для его выполнения.
  • Группе дается 10 минут для выполнения данного задания.
  • Ведущий не вмешивается в процесс выполнения задания, он выполняет роль наблюдателя и анализирует поведение группы.
  • По истечении предложенного времени группа демонстрирует свою работу.
  • В завершении проводится анализ происшедшего в группе. Анализируя происходящее, члены группы приобретают опыт общения и взаимодействия в коллективе.
 
1. «ВЕРЕВОЧКА»

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник».

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т. д.

 

2. «НАПИШИ ЗВЕРЯ»

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное.

Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга).

Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

 

3. «ПАЛЬЦЫ»

На счет «три» все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.

 

4. «ПОЛОЖИ РУКУ»

Оборудование: стулья.

Продолжительность игры: 10 -20 минут.

Предполагаемое количество игроков: 20 человек.

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в команде, который им более всего симпатичен (душа команды), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Ведущий определяет, кто есть кто подсчетом рук.

 

5. «ИНДИКАТОР»

У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом  жесты. Потом  мимику и многозначительные взгляды. Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.

 

6. «ИСКРА»

Все участники сидят в кругу. 

Задача: как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

 

7. «ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА»

В корзине находится около 20 различных предметов, вокруг корзины располагается «запретная зона», радиусом около 1 м. Наступать ногой или касаться рукой запретной зоны нельзя. Участникам необходимо достать все предметы из корзины, при этом каждый участник может достать только один предмет. Участники перед выполнением задания придумывают стратегию, при помощи которой предметы достаются из корзины. Выявляются участники, которые предлагают больше всего различных идей.

 

8. «ФИКСАЦИЯ»

Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.

 

9. «СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши

 

10. «КТО БЫСТРЕЕ»

Все играющие делятся на команды. Команда выполняет задание быстро и четко.
Обычно после начала выполнения задания выявляются лидеры в каждой группе. 

Задание 1. Постройтесь, используя всех игроков команды: квадрат, треугольник,  круг,  ромб, угол, букву,  птичий косяк.
Задание 2. Построиться в шеренгу по: росту, цвету волос, алфавиту имен.

После завершения всех упражнений, предложите участникам поделиться впечатлениями и ответить на следующие вопросы:

• Как шло обсуждение?

• Как пришли к общему решению?

• Брал ли кто-то инициативу на себя?

• Как шло выполнение задания?

• Что помогало при выполнении задания?

• Что мешало при выполнении задания?

• Что бы вы сделали по-другому, если бы выполняли это упражнение во второй раз?

• Какой была группа?

• Какова была моя роль при выполнении упражнения?

• Какие чувства возникали в ходе выполнения упражнения?

Ответы на эти вопросы поможет участникам проанализировать и закрепить полученный опыт.

 

Данные упражнения не только способствуют выявлению лидеров, но и максимально раскрывают потенциал детского коллектива, создают оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений, воспитывают в детях чувство уверенности в своих силах, развивают их самостоятельность, ответственность, организованность и умение работать в команде. Надеемся, наша подборка будет для вас полезной.